Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

Новости

«За романтикой на край света»

БАМ — это уникальный проект, масштаб которого, возможно, никогда уже не будет повторен.

Это стройка, на которой плечом к плечу работали люди разных национальностей, на деле доказывая справедливость лозунга о единстве разных народов. Это огромный коллектив, где понятия «дружба», «уважение», «взаимовыручка» получили новое наполнение. Это новые города и железнодорожные станции, выросшие среди вековой тайги.

В селе Новосёловка проживает семья Рачковских – они участники строительства Байкало-Амурской Магистрали.

Семья Рачковских – Иван Камилькович и Людмила Васильевна - приехали на строительство БАМа в 1981 году, так сказать, по зову сердца. Ехали, потому что знали, что работа гарантирована и будет предоставлено жильё. К тому же, зарплата была хорошая, а отпуск — длинный. Если не берёшь отпуск два с половиной года, то потом идёшь на отдых на полгода, ещё и с чеком на новый автомобиль. Родом они из украинского Беловодска. Там родилась их семья, а потом и двое детей. Судьба забросила их на стройку века в посёлок Куанда, Каларского района, Читинской области. Приехали в механизированную колонну № 4 треста ЗапБАМстроймеханизация 26 июня 1981 года. Когда приехали, на месте была только охотничья избушка. Первым жильём строителей были палатки. Через какое-то время начали переселять во временное жильё - вагончики и щитовые дома без удобств. Рачковские жили в вагончике, а вместе с ними ещё четыре семьи. Спать приходилось, где придётся, а иногда и на полу. Через какое – то время семье предоставили комнату в общежитии. Это был счастливый момент в биографии семьи!

Но все эти неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она всех привязывала к этому суровому краю. Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект.

БАМ в то время хорошо снабжался и в промышленном, и в продовольственном плане. Всё-таки - стройка века, такой проект! Зарплата доходила до 600 рублей, в то время как средняя зарплата по стране составляла 150 руб. Только вот тратить её особо было не на что. Все товары в магазине были «заграничные».

Жили все дружно, вместе отмечали праздники, собирались за одним столом. Часто в посёлок приезжали знаменитые артисты. Супруги Рачковские помнят приезд Софии Ротару, Владимира Винокура, Романа Карцева. Бывало даже ходили с детьми в тайгу, собирали грибы и ягоды. Такие походы в тайгу не всегда были безопасны. Был случай: после сбора грибов и ягод вышли из тайги, а следом за ними шёл хозяин тайги - медведь! До сих пор помнят злые медвежьи глаза!

Людмила Васильевна вспоминает, что поначалу тяжело было акклиматизироваться, так как, не хватало воздуха. Строителям мешали километровые мари и болота, их врагами летом становились комары и мошка, зимой - лютые морозы, опускающиеся ниже отметки в 50 градусов. Людмила Васильевна работала на разных работах, но в основном, рабочей на продовольственном складе.

Её супруг - Иван Камилькович – «вахтовым методом» работал водителем в механизированной колонне. Вместе с другими рабочими они возили грунт для насыпки и строительства железной дороги. Иван уезжал на участок и работал 15 дней, домой приезжает, а там не до отдыха. Надо машину обслужить, отремонтировать, подготовиться к следующему заезду. На это уходило еще дней десять.

Иван Камилькович Рачковский работал на БАМе как раз во время строительства Северомуйского тоннеля. Протяженность его была чуть больше 15 км. Это был самый сложный участок пути. Строили его 26 лет. Первоначально предполагалось, что Северомуйский тоннель будет пущен в эксплуатацию в 1986-1987 г. г., и для открытия движения по временной схеме было принято решение построить временный обход. Но так получилось, что обходов было два.

Первый обход построили довольно быстро, с августа 1982 по март 1983 года. Он был чуть длиннее тоннеля - 24,6км, но с большим уклоном. В результате чего грузовые поезда расцепляли на несколько частей: тепловоз перевозил всего по несколько вагонов. Из соображений безопасности, пассажирское движение на обходе было вообще запрещено. От станции Ангаракан до станции Казанкан пассажиров по дороге, проложенной рядом с обходом, перевозили машинами-вахтовками.

К 1985 году стало понятно, что сооружение Северомуйского тоннеля затягивается на неопределенный срок. Поэтому было принято решение о строительстве второго временного обхода, которое началось в ноябре 1985 года. Для уменьшения уклона пришлось очень сильно его удлинить, чтобы найти оптимальный маршрут. Теперь его длина стала 64 километра. Обход петлял по долинам, переходя с перевала на перевал, постепенно взбираясь наверх. По этому обходу уже разрешалось грузовое и пассажирское движение, однако скорость составов не превышала 20 км/ч.

В июне 1984 года на БАМ прилетает правительственная комиссия, которую возглавляет член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев.

29 сентября 1984 г. состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта, когда встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября 1984 г. были уложены «золотые» звенья БАМ на станции Куанда, в этот день на ней был торжественно открыт Монумент Славы строителям БАМ.

Иван Камилькович вспоминает, что это был большой праздник. На стыковку приезжали много знаменитых людей. Все транслировалось по телевидению.

В столице БАМа – городе Тында - состоялся торжественный митинг, посвященный досрочному открытию движения поездов на всем протяжении магистрали. На митинге выступил секретарь ЦК КПСС В. И. Долгих.

В это же время строилась железная дорога и поселок, одновременно строилась школа, детский сад, пекарня. Времени на семью у Ивана оставалось совсем мало.

А между тем старшая дочь пошла в 3 класс. Сначала в классе было 10 человек, но за год на стройку прибыло много людей и детей в школе существенно прибавилось. Младший сын посещал детский сад.

Иван Камилькович рассказывает, что странно было потом читать в газетах, что БАМ строили заключённые. Рядом не было ни одной зоны, преступность была практически нулевая. Чаще всего вагончики и дома даже не запирались на замки, в засов просто вставлялась палочка, больше для того, чтобы показать, что хозяев нет дома.
Рачковские жили и работали в Куанде с 1981 по 1985 год.

В 1985 году началась передислокация. Бамовские колонны переводили в Новый Уренгой. Они тоже уехали в Новый Уренгой. И… снова вернулись в этот же поселок. Всего на БАМе пробыли 8 лет. И, как утверждают супруги Рачковские, ни разу не пожалели о том, что когда-то решились уехать на эту стройку века.

Для тысяч бамовцев эта стройка осталась самым счастливым и светлым воспоминанием. Лучшее время в их жизни: яркое, романтическое и героическое. Так оно и было

Долгова Т.П. - библиотекарь Новоселовского отдела №12

za raket 1003 2022 1

za raket 1003 2022 2

za raket 1003 2022 3

za raket 1003 2022 4

za raket 1003 2022 5

za raket 1003 2022 6

На один уровень выше
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!